RU EN

Всегда надо играть честно, если все козыри у тебя на руках

Тендер (от англ. tender — торги, конкурс) — конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование между компаниями одного профиля. По составу участников тендеры могут быть открытыми, закрытыми и с ограниченным числом участников. По допустимости изменения тендерных требованиий — одноэтапные (переговоры запрещены) и двухэтапные (переговоры допускаются).

В России активное формирование этой системы началось в начале 90-х годов, однако до сих пор в нашей стране законодательно регулируются лишь государственные тендеры (ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»). Процедура проведения тендеров в негосударственном секторе экономики остается непрозрачной.

По оценкам экспертов Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), в России остро стоит вопрос проведения тендеров на закупку профессиональных услуг. Среди основных проблем, возникающих при участии в таких тендерах, были названы: отсутствие полноценной обратной связи организатора и всех участников конкурса (возможность обсуждения результатов) (70% опро- шенных); отказ от объяснения причин проигрыша (40%); отсутствие у организатора тендера бюджета на проведение работ после сбора тендерных предложении (20%); неподведение итогов тендера после получения предложений от всех его участников (15%). Кроме того, 64% экспертов отметили, что иногда компании, организующие тендеры на PR-услуги, используют идеи, содержащиеся в тендерных предложениях PR-агентств, не оговаривая с ними возможность такого использования и не возмещая консультантам даже затраты на разработку.

Для решения данных проблем экспертами АКОС в составе PR-агентств Emerging Communications, «Никколо М», «Тайный Советник», Edelman Imageland, FD, Fleishman- Hillard Vanguard, Maslov PR, PR Inc./DDB, «PRОПАГАНДА» был подготовлен Меморандум о принципах проведения тендеров на PR-услуги. Меморандум состоит из пяти документов, доступ к которым можно получить на сайте, а также в исполнительной дирекции АКОС: базовые критерии качества организации тендеров на PR- услуги, образец брифа, рекомендуемые рамочные нормы тендерного соглашения, рекомендации компаниям, планирующим тендеры на PR-услуги, рекомендации агентствам, участвующим в тендерах коммерческих компаний.

Комментарии

Елена ФАДЕЕВА,
генеральныи директор Fleishman-Hillard Vanguard, председатель АКОС (Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью)

— Сколько уже существуют тендерные мероприятия на оказание PR-услуг в России? Регулировались ли они когда-либо ранее?

— Практика организации тендеров на подбор PR-партнера распространилась в России в конце 90-х гг. прошлого века — начале 2000-х, когда на россиийском рынке появилось достаточное количество профессиональных PR-агентств и стали активно развиваться транснациональные компании, которые привнесли в нашу реальность западные бизнес-практики. Однако четкой системы до недавнего времени не было.Во многих случаях у компаний не существовало структурированного подхода к организации тендера, были неясны процессы, принципы принятия решения и т.п. В последнее время все больше компаний имеют соответствующие организованные процессы, однако какого-либо единства в этом вопросе нет: у разных организаций требования к документации, предоставляемой агентством, и сами процессы организации тендеров существенно отличаются друг от друга. Именно это и подтолкнуло АКОС, как профессиональное сообщество, к созданию базовых рекомендаций по организации тендеров на закупку PR-услуг. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут, с одной стороны, компаниям-заказчикам в организации эффективных и прозрачных тендеров, а с другой — позволят агентствам лучше понимать цели и задачи клиента, а значит, предоставлять максимально качественные предложения.

— Сколько времени создавался Меморандум?

— Работа над Меморандумом началась в конце 2008 года. В течение 2009 года рабочая группа АКОС занималась сбором информации о текущем состоянии проблемы в России, анализом существующих российских и международных практик, разработкой рекомендаций, которые были бы полезны и компаниям, и агентствам, присутствующим на российском рынке. В течение 2010 года проходили подробные консультации с представителями PR-отделов и отделов по закупкам компаний — заказчиков PR-услуг. И, наконец, Меморандум был представлен общественности в рамках The Baltic PR Weekend в сентябре 2010 года. Сейчас все документы,разработанные АКОС в рамках этого проекта,можно найти на официальном сайте Ассоциации.

— Каковы цели создания Меморандума?

— Меморандум направлен на повышение эффективности организации тендерных закупок в сфере PR в интересах коммерческих организаций, а также на формирование определенных отраслевых стандартов, позволяющих компаниям-заказчикам достигать наилучших результатов при проведении тендеров. Выбирая PR-агентство для дальнейшего сотрудничества, компании часто сталкиваются со сложностью оценки квалификации агентства и предоставляемых услуг. Для цивилизованного ирационально-обоснованного выбора агентства-партнера, как на отдельный проект, так и для долгосрочного сотрудничества, во всем мире используются тендеры. Однако в повсеместной практике проведения таких конкурсов в России нет четко определенных правил и подходов. В результате отсутствия об- щепринятых стандартов проведения тендеров, повышаются экономические потери как самих заказчиков, так и агентств-участников рынка профессиональных услуг в сфере PR. Рамочные стандарты, сформулированные в Меморандуме, позволят агентствам повысить эффективность своих коммерческих усилий, защитить свои интересы, а клиентам — привлечь к участию в тендерах лучшие PR-агентства, организуя действительно эффективные конкурсы и получая максимально положительный эффект для своего бизнеса от предоставления профессиональных предложений на услуги в сфере PR. Также это позволит избежать коррупции среди сотрудников, вовлеченных в процесс отбора.

— Принимали ли вы во внимание пожелания обеих сторон (PR-агентств и компаниий, выступающих организаторами тендера) при его составлении?

— В процессе создания документа проводились консультации с представителями компаний-заказчиков из таких индустрий, как автомобильная промышленность, авиация, IT, FMCG, красота и здоровье и др. Особенно приятно, что инициатива, исходящая со стороны АКОС, была позитивно воспринята компаниями, и наше сотрудничество оказалось плодотворным для обеих сторон. Некоторые специалисты по закупкам сказали нам, что за многие годы впервые видят структурированный, продуманный и задокументированный взгляд продавца на то, как должен вести себя покупатель при проведении тендеров, и находят эту информацию очень полезной.

— Насколько эффективен Меморандум? Каковы ваши прогнозы?

— Мы постарались создать максимально практичный документ, содержащий конкретные рекомендации как для организатора, так и для участников тендера. Уверена, что этот документ станет полезным инструментом для обеих сторон и поможет адаптировать высокие международные стандарты этичного и прозрачного ведения бизнеса в сфере PR в России.

Ольга ДАШЕВСКАЯ,
руководитель рабочей группы АКОС по тендерам, старший партнер Агентства бизнес- коммуникаций PR Inc./DDB

— Для продвижения Меморандума мы планируем выходить на различные отраслевые профессиональные конференции, где члены АКОС будут рассказывать о том, как надо проводить тендеры в сфере PR. О том, что Меморандум будет носить законодательный характер речь пока не идет, т.к. это достаточно долгий процесс. Пока он будет носить рекомендательный характер. При разработке Меморандума мы учитывали мнение компании, выступающих в роли организаторов тендеров. Единственный пункт, по которому остались споры — это открытость тендеров. Мы считаем, что участников тендера необходимо раскрывать, чего многие компании делать не хотят. Когда мы знаем, что с нами в одном тендере участвуют профессиональные компании, для нас это стимул, а компании-клиенты считают, что в таких условиях может возникнуть картельный сговор. Однако, по моему мнению, для творческого рынка это абсурд. Представителям творческих профессий порой тяжело договориться даже вдвоем, не говоря уже о четырех или пяти участниках. Закрытые тендеры иногда приводят к курьезным ситуациям.Однажды в тендере компании, производящей корма для животных., участвовали пять компаний, названия которых не разглашались организатором, однако тайное стало явным, когда все мы собрались в одном лифте — четверо из пяти оказались участниками АКОС. При желании информацию об участниках тендера можно найти, а основное правило PR — бессмысленно скрывать ту информацию, которую можно достать из другого источника.

22
октября
2010
журнал «Новости СМИ» №19