RU EN

PR во время чумы

Совокупная выручка российских PR-агентств в 2008 году выросла на 33%, объявила Международная ассоциация консультантов по связям с общественностью (ICCO). Это рекорд: весь мировой PR-рынок, по версии ICCO, вырос лишь на 8,5%. Но в этом году доходы российских агентств снизятся. В 2008 году российский рынок PR-услуг показал наибольший прирост из 17 стран, принявших участие в исследовании ICCO. За основу ассоциация взяла совокупную годовую выручку (агентское вознаграждение) компаний, входящих в местное отраслевое объединение. В России партнером ICCO выступает Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), объединяющая сейчас 27 агентств, в том числе FD, Fleishman-Hillard Vanguard, Maslov PR, Mmd, PR Inc., SPN Ogilvy, КРОС, «Михайлов и партнеры». Выручка членов АКОС в 2008 году выросла на 33% до ?80 млн, сообщает ICCO. Председатель АКОС Елена Фадеева уточнила «Ъ», что заявленные 33% отражают рост в рублевом исчислении. Выручка агентств, по ее словам, составила 3,7 млрд руб. При этом АКОС, по собственной оценке, контролирует более 50% рынка. То есть доход всех российских PR-агентств в прошлом году превысил 7,4 млрд руб.

Доходы бразильских агентств выросли в 2008 году на 20% до ?350 млн. Словакия и Турция продемонстрировали 12-процентный прирост, до ?6 млн и ?12 млн соответственно. Наименьший прирост — всего на 1% — зафиксирован в Ирландии (?50 млн) и Швейцарии (?40 млн). В целом по миру заработки PR-агентств выросли на 8,5%, делает вывод ICCO.

Рентабельность PR-бизнеса в 2008 году в целом по миру оставалась стабильной, констатирует ICCO. В США, Швеции, Норвегии, Дании, Бразилии, Греции и России она даже увеличилась, рапортуют местные ассоциации. В Австралии, Швейцарии и Турции доходность агентств незначительно снизилась, а в Германии упала на 5-10% из-за вынужденного под давлением клиентов снижения агентствами стоимости своих услуг. Рентабельность по операционной прибыли типичного российского PR-агентства составляет около 15%, тогда как в США или Европе этот показатель может достигать 20-30%, отмечает гендиректор компании «Сокур и партнеры» Дмитрий Сокур.

В 2009 году заработки ирландских агентств упадут на 25%, британских — на 15%, датских — на 10%, австрийских — на 5%, прогнозирует ICCO. На 5% вырастут лишь рынки Швеции и Бразилии. Ситуация в России, как и в большинстве других стран, характеризуется как стабильная.

АКОС в своем исследовании отечественного рынка спрогнозировала снижение PR-бюджетов, которые поступят в российские агентства, на 30% до $700 млн (см. «Ъ» от 17 апреля). «В первом квартале рынок однозначно упал, поскольку клиенты заморозили свою активность, — признает глава российского представительства сетевого агентства FD Леонид Соловьев. — Но по итогам года мы все-таки надеемся остаться на уровне 2008 года». По мнению Елены Фадеевой, сокращение агентских гонораров в этом году может составить 10-15%.

23
мая
2009
КоммерстантЪ