RU EN

Опасная возможность

Сегодня у компаний проблемы не только с ликвидностью. Репутацию хотелось бы сохранить, а значит, активизировался бизнес тех, кто репутацию умеет поддерживать. Извлечь пользу из кризиса пытаются также страховщики, консультанты и даже птицеводы.

В случае увольнения по сокращению штата работодатель обязан выплатить сотруднику пять окладов: два после предупреждения и еще три в случае, если человек не находит работу в течение трех месяцев. Вспомнив об этом требовании Трудового кодекса, компания Private Consulting Group запустила на прошлой неделе проект «Центр антикризисной поддержки персонала» (стартовал под девизом «Китайский иероглиф «кризис» состоит из двух частей — «опасность» и «возможность»), предлагающий работодателям услугу по оптимизации расходов на увольнение влиятельных сотрудников. Специалисты центра гарантируют, что найдут уволенным лучшие из возможных вакансий. Еще в компании за 22 400 руб. помогут не только пережить стресс, но и составить эффективное резюме, дадут консультацию на предмет «оптимальной стратегии поиска работы в условиях кризиса» и подготовят к собеседованию.

По словам руководителя центра Натальи Петровой, только за неделю с заказами «антикризисного пакета» для сотрудников обратилось уже шесть компаний.


Скидки на имидж


То, как компании пытаются справиться с кризисом, отражается на их имидже и репутации. Услуги PR- и консалтинговых агентств в это время более востребованы, чем обычно. «Если еще в июле мы проходили два-три тендера, то с сентября — по шесть», — делится управляющий директор КГ «Кузьменков и партнеры» Лариса Романовская. По ее словам, особенно востребованны классический media relations и услуга по выстраиванию внутрикорпоративных коммуникаций. Компании не отказываются полностью от рекламы, но предпочитают менее дорогостоящие PR-акции. «Для компаний с рекламным бюджетом в $3-4 млн в год среднее абонентское PR-обслуживание составляет $150 000-250 000 годовых», — дает почувствовать разницу Романовская.

По словам Ольги Дашевской, управляющего партнера агентства бизнес-коммуникаций PR Inc/DDB, нагрузка у ее сотрудников в эти дни увеличилась вдвое: компании, которые в первую очередь затронул кризис, обращаются за разработкой коммуникационных стратегий и просят проконсультировать, как «мягко» уволить персонал.

«Компании, у которых нет серьезных проблем с ликвидностью, сейчас могут заключать долгосрочные договоры с различными сервисными агентствами, в первую очередь рекламными, и добиваться от них существенных скидок», — замечает замгендиректора по стратегическому развитию компании «Сибур — русские шины» Игорь Караваев.

Извлечь пользу из кризиса надеются и страховщики. «Компании принялись сокращать персонал, оставляя лишь ключевых специалистов», — говорит Павел Иванушко, гендиректор страховой компании «Отечество». Этих сотрудников, по его мнению, работодатели будут удерживать за счет расширения медицинского пакета, включая в него и членов семей.


Приток топов

«Спрос на рекрутинговые услуги претерпевает качественные изменения, растут требования к персоналу, кроме того, мы стали чаще получать заказы и выигрывать тендеры на позиции высокого уровня», — рассказывает Наталья Дорофеева, директор по развитию бизнеса консалтинговой компании «Ситилинк» (специализируется на поиске руководителей среднего и высшего звена). Чтобы не только пережить кризис, но и вывести бизнес на новый виток, нужны таланты, продолжает она: «Найти их в интернете, на карьерных сайтах, маловероятно. Это под силу профессиональным компаниям, владеющим информацией, методами поиска, а также инструментами оценки потенциала». По ее мнению, сейчас компания имеет хорошую возможность закрепиться на рынке в топовом сегменте. «Агентства, которые специализировались на подборе рядового персонала, снижают обороты, некоторые принялись сокращать штат — на том же сайте HeadHunter за последние две недели количество резюме рекрутеров, которые работали на FMCG- и банковскую сферы, выросло как минимум на 20%», — делится наблюдениями Дорофеева.

«Как только акционеры разочаруются в тех или иных руководителях — очевидно, что не все справятся с кризисными задачами, — мы ожидаем приток заказов на позиции первого уровня», — отмечает партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group Антон Стороженко.



Важные птицы


В условиях кризиса не падают духом даже компании в некоторых отраслях сельского хозяйства. Например, в российско-американской компании «Элинар-бройлер» планируют сейчас за счет собственных средств инвестировать в покупку нескольких птицефабрик. «Какую именно сумму, сказать пока трудно, все будет зависеть от привлекательности активов, — комментирует консультант компании по стратегическому маркетингу Альберт Давлеев. — Главное, чтобы объемы производства предприятия были не меньше наших (30 000 т мяса в убойном весе) и чтобы оно не требовало серьезных вложений в восстановление и изменение технологий». С тремя фабриками, говорит он, переговоры ведутся уже полтора года. «Но если раньше владельцы либо просили слишком много денег, либо не готовы были продавать бизнес, то сейчас, когда банки начали не только повышать ставки, но и снижать суммы кредитов и увеличивать их залоговую стоимость, мы надеемся, что многие хозяйства пойдут на уступки», — рассуждает Давлеев, добавляя, что, если компания выкупит предприятия, на которые сделала ставку, это позволит ей нарастить объемы производства как минимум до 55 000-60 000 т.

Пересматривают инвестиционные проекты и в компании «Сибур — русские шины». «В условиях кризиса часть потребителей переориентируется с премиальных импортных на шины среднего ценового сегмента с приемлемым качеством, производство которых мы развиваем, — делится Караваев. — Это даст нам возможность нормально пережить некоторое снижение спроса. Во всяком случае, продавать не меньше, чем раньше, если учитывать, что продажи у конкурентов в премиум-сегменте будут падать».


22
октября
2008
Ведомости